Мозговой центр: роль института техзаказа приобретает особое значение

Мозговой центр: роль института техзаказа приобретает особое значение

НОТЕХ Формирование рынка строительного инжиниринга тесно связано с повышением роли технического заказчика. Тем важнее определить направления, по которым этот институт будет эволюционировать в контексте амбициозных планов развития строительства в России до 2030 года. Об этом шла речь на II Всероссийской конференции Национального объединения технических заказчиков (НОТЕХ) «Развитие института технического заказчика».

Вопросы регулирования

По словам директора Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя России Владимира Калинкина, роль техзаказчика в наши дни приобретает особое значение: стройка является локомотивом экономики, а строительный сегмент быстрее всего восстанавливается после спада. «В Минстрое чутко и четко реагируют на процессы, происходящие в экономике, и продолжают работу по совершенствованию нормативно-технического регулирования и оптимизации административных процедур для реализации национальных проектов в регионах», — отметил он, добавив, что большие возможности для отрасли представляет процесс регулирования деятельности техзаказчика, которая пока не столь детализирована, как регулирование проектировщиков или органов строительного контроля.

Это получилось в силу стереотипа, что заказчик со всем справится сам, — в итоге в его деятельности образовались так называемые «серые зоны», не позволяющие техзаказчику организовать полноценное взаимодействие с другими участниками отрасли. Однако работа над этим уже идет — одним из шагов стала «донастройка» стройконтроля. «Вышел свод правил по строительству и контролю при капремонте ОКС, готовится постановление, в котором будет регламентировано, кто и за что отвечает на стройке, сформулирована задача стройконтроля, а на стадии проектирования запланировано указание объемов замеров, выполненных с привлечением специального оборудования», — отметил Владимир Калинкин. Также в планах Минстроя — объединить существующие документы, разбросанные сегодня по разным сводам правил, в едином акте строительного контроля. Планируется, что он будет подготовлен в 2026 году. «В перспективе полностью исключим бумагу и перейдем на цифру», — заявил Владимир Калинкин.

Нужны профессионалы

На конференции отмечалось, что квалифицированный техзаказчик — центральная фигура на всех этапах жизненного цикла объекта — от разработки технико-экономического обоснования (ТЭО) до ввода объекта в эксплуатацию. Однако речь идет именно о квалифицированном специалисте, так как на практике существует проблема с уровнем компетенций техзаказчиков. Как отметил замруководителя аппарата Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Павел Малахов, чаще всего с этой проблемой сталкиваются в сфере госзаказа, где управлением строительства школ или больниц вынуждены заниматься учителя и врачи.

Одним из перспективных инструментов решения этой проблемы Павел Малахов назвал разрабатываемый Минстроем России и ФАУ «Главгосэкспертиза» институт ТЭО, призванный исправлять ошибки на ранних стадиях. Кроме того, Павел Малахов отметил успешный опыт Белоруссии, где зоны ответственности разделены: строители отвечают за конструктив, а заказчик — за комплектацию объекта необходимым для его деятельности оборудованием. Он также указал, что критическое расхождение между плановыми и фактическими дефляторами закладывает в проекты изначально нереалистичную стоимость, что подталкивает рынок к покупке фальсифицированных материалов и создает почву для нарушений. В этой связи Павел Малахов сделал вывод, что профессиональный технический заказчик должен быть на всех этапах, начиная с ТЭО и заканчивая вводом объекта в эксплуатацию.

Но проблема в том, что коммерческие организации не хотят идти в качестве техзаказчиков на государственные объекты, так как уверены, что там их будут «кошмарить» за каждую заработанную копейку. В этой связи Павел Малахов отметил важность внедрения «сметы контракта» — механизма, призванного защитить участников от необоснованных претензий контролирующих органов. Однако он подчеркнул, что на практике даже некоторые государственные заказчики продолжают требовать от подрядчиков локальные сметные расчеты, что является прямым нарушением статьи 8.3 Градостроительного кодекса РФ и в очередной раз свидетельствует о проблеме квалификации. При этом Павел Малахов сообщил, что механизм, предложенный Минстроем России, рабочий и способен защитить строительное сообщество от недобросовестных участников рынка.

«Секретный соус» для инвестора

Решение вопроса оценки труда техзаказчика предложил представитель компании Nikoliers Игорь Темнышев, сравнивший техзаказчика с мозговым центром, который управляет проектом от идеи, формирования технико-экономических показателей до финальной передачи заказчику. По его мнению, чтобы качественно выполнять функции техзаказчика, нужен еще один участник стройки — аутсорсинговая функция управления проектом от имени инвестора.

Работа техзаказчика не может оцениваться по тем же лекалам, по которым оценивается укладка бетона или монтаж металлоконструкций. Игорь Темнышев увидел в этом причину демпинга и отказ техзаказчиков работать с бюджетными стройками. Решение проблемы — методика, по которой труд техзаказчика должен оцениваться исходя из рыночных условий и необходимых затрат. Эта методика станет инструментом для инвесторов и заказчиков — для более точного планирования расходов и управления бюджетом, а для подрядчиков и техзаказчиков — гарантией объективных, предсказуемых условий работы. Она позволит наладить систему, при которой появится возможность снизить процентную ставку банка для инвестора, потому что она уменьшает риски строительства. «Это тот самый «секретный соус», который и делает проект реализуемым», — полагает Игорь Темнышев.

Подводя итоги работы конференции, участники отметили, что один из главных ее итогов — то, что компании, оказывающие услуги строительного инжиниринга, основные регуляторы, финансовые институты, инвесторы и заказчики стали слушать и лучше понимать друг друга. И как отметил президент НОТЕХ Алексей Никитин, инициативы, предложенные в ходе этого обсуждения, позволят повысить компетентность и качество предоставляемых услуг технических заказчиков.

Средний рейтинг
0 из 5 звезд. 0 голосов.